Современные технологии производства червячных (любых моделей) редукторов предполагают в себе их плановую и внеплановую регулировку в процессе ремонта (замены запасных частей) или сборки.
Нужность регулировки узлов механизма червячного редуктора обусловлена малой точностью создания деталей агрегатов, выпускаемых на Российских заводах, не дающих возможности, заранее обеспечить правильное, прежде всего, осевое положение червячного колеса относительно червячного вала, а также люфт-зазор в подшипниках.
Несовпадение средней плоскости колеса с осью вращения червяка приводит к смещению пятна контакта в зацеплении на кромку зуба, и создаются условия для работы передачи, которые приводят к заблаговременному износу деталей, что в результате приводит к поломке и неприятным последствиям на частном производстве.
Чтобы правильно понимать, о чем идет речь, ниже мы приведем иллюстрацию положения пятна контакта:
Средняя ось плоскости
Смещена влево | Правильное положение пятна | Смещена вправо |
При неправильно отрегулированных подшипниках возможны два варианта неисправности:
а) избыточный зазор в радиально-упорных конических подшипниках, что приводит к неизбежному люфту вала в процессе его работы, и как следствие большой износ;
б) при отсутствии зазора или при сильной затяжке подшипников, происходит их нагревание во время работы, что может привести к перегрузке подшипников и к выходу из строя самих подшипников.
При регулировке червячных редукторов всех типов выделяют два этапа:
- регулировку его зацепления;
- регулировку подшипников.
Регулировка червячного вала
В данном случае производится регулировка только подшипниковых узлов механизма. Положение червяка по оси не оказывает никакого влияния на работу передачи. Эта регулировка делается путем подбора соответствующего количества металлических прокладок под фланцы крышек подшипников.
Для вычисления суммарной толщины стальных прокладок необходимо:
- прижать одну крышку подшипников червячного вала к корпусу и затянуть болты;
- слабо затянуть два болта крепления второй крышки вала на противоположенной стороне;
- замерить появившийся зазор между второй крышкой и корпусом;
- подобрать нужное количество прокладок равной толщины вашего замера
- разделить прокладки на две равные части и смонтировать под крышки подшипников, при этом затянув болты крепления
После проведения данного вида работ, добиваются вращения вала без усилия. Допустимый люфт в оси в пределах нормы — 20-40 мкм. Убирать совсем люфт нежелательно, так как при работе появится тепловое удлинение вала червяка, это приведет к уменьшению зазоров, и как следствие появление натяга в подшипниках, а дальше только их клин.
*Примечание: регулировка подшипников считается оптимальной, если в агрегате, нагретом до нормальной рабочей температуры, зазор в подшипниках близок к нулевому значению.
Регулировка вала червячного колеса
Регулировка положения по оси червячного колеса редуктора производится по двум на выбор схемам:
- Смещением оси вала с закрепленным на нем колесом и с последующим фиксированием вала;
- Перемещением оси колеса по неподвижному валу с последующим фиксированием колеса.
Если на валу расположено одно червячное колесо, то для регулировки применяется первая, из выше изложенных, схема. В этом способе, регулировка вала колеса делается в два этапа. Для начала регулируются подшипники вала (смотрите на регулировку червячного вала).
После этого проводят регулировку зацепления следующим образом (правильно – это соблюдать приведенную последовательность):
- Как и в случае с валом червяка, разделите прокладки на две равные части и установить их на место, под крышки подшипников вала червячного колеса;
- намажьте витки червяка тонким слоем краски;
- собрать полностью передачу и прокрутить ее за вал червяка, притормаживая конец вала;
- установить визуально качество зацепления по форме пятна контакта на зубьях и в случае плохого результата определить направление сдвига по оси червячного колеса;
- смещение вала колеса по оси сделать путем перекладывания прокладок с одной стороны в другую, именно в ту сторону куда нужно сместить червячное колесо.
Примечание: приведённую выше последовательность следует повторять столько раз, пока не получится удовлетворительный результат и вследствие — качественное зацепление.
Так как данный вид ремонтно-наладочных работ с червячными редукторами требует достаточно большого опыта и умения, во многом наш теоретический курс может не совсем помочь слесарям, которые взялись за подобную отладку.
Поэтому со своей стороны предлагаем собственные услуги по регулировке червячного редуктора по приемлемой цене и сроками. Более подробно об этом у менеджеров компании.